Лекарство от лейкоза
Острый лейкоз специалисты называют пятой стадией рака. Иногда употребляют другое выражение — циркулирующий метастаз. Понять, что это такое, нетрудно: генетически измененные белые клетки — лейкоциты разносятся с током крови по всему организму, проникают в органы и ткани и выводят их из строя. До недавнего времени у медиков было только два способа остановить разрушительную деятельность болезни: химиотерапия и пересадка костного мозга. Оба метода сопряжены с тяжелыми осложнениями, рассчитаны на длительное пребывание в клинике, требуют огромного мужества от пациента и не гарантируют успеха.
Другое дело — пуповинная кровь. Если перелить ее больному, через несколько месяцев его организм полностью очистится от “неправильных” лейкоцитов. Полчаса в процедурном кабинете — и готово: не нужно даже ложиться в больницу! Однако предложенный гематологами метод вызвал бурные споры мировой общественности. Вопрос стоит ребром: “Этично ли выздоравливать с помощью новорожденных детей?” Читайте и делайте выводы.
История болезни №1. Федор Шаляпин
В мае 1937 года после гастролей в Японии и Америке всегда энергичный и неутомимый Шаляпин вернулся в Париж обессиленным, очень бледным и со странным “украшением” на лбу — шишкой зеленоватого цвета. По ее поводу он невесело шутил: “Еще одна такая, и буду форменным рогоносцем!”. Домашний врач певца месье Жандрон объяснил его состояние обычной усталостью и посоветовал отдохнуть на популярном в то время курорте в Райхенхалле под Веной. Однако курортная жизнь не заладилась. Превозмогая нарастающую слабость, Шаляпин дал несколько осенних концертов в Лондоне, а когда приехал домой, доктор Жандрон встревожился не на шутку и пригласил на консилиум лучших французских врачей.
У пациента взяли кровь из пальца на исследование. На следующий день ответ был готов. Жене певца Марии Викентьевне сообщили: у мужа белокровие — лейкемия (так называют лейкоз гематологи) и жить ему осталось от силы 4-5 месяцев. Пересадку костного мозга тогда еще не делали, лекарств, подавляющих выработку “злокачественных” лейкоцитов, тоже не существовало.
Чтобы хоть как-то притормозить развитие болезни, медики рекомендовали единственно возможное средство — переливание крови. Донором оказался француз по фамилии Шьен, а по-русски — Шариков. Не подозревавшего о страшном диагнозе Шаляпина это обстоятельство крайне забавляло. Он утверждал, что после курса процедур при первом же выступлении залает на сцене, как собака. Но о возвращении в театр не могло быть и речи.
Пациенту становилось все хуже: в марте он уже не поднимался с постели.
Весть о болезни великого артиста просочилась в прессу. У дверей шаляпинского особняка день и ночь дежурили журналисты, по всем каналам французского и английского радио звучала финальная ария умирающего Бориса Годунова в его исполнении. Знакомый, навещавший Шаляпина в последние дни, был потрясен его мужеством: “Какой великий артист! Представьте, даже на краю могилы, сознавая, что близок конец, он
чувствует себя как на сцене: играет смерть!” 12 апреля 1938 года перед уходом из жизни Шаляпин впал в забытье и настойчиво требовал: “Давайте мне воды! Горло совсем сухое. Надо выпить воды. Ведь публика ждет. Надо петь. Публику нельзя
обманывать! Они же заплатили…”
Много лет спустя доктор Жандрон признался: “Никогда за мою долгую жизнь врача я не видел более прекрасной смерти”.
История болезни Шаляпина вошла в учебники гематологии как весьма редкий (врачи говорят — эксквизитный) случай. “Этого просто не может быть! — разводили руками доктора. — Богатырское телосложение и — лейкемия, да еще в таком возрасте!” Судя по всему, у Федора Ивановича был острый миелобластный лейкоз (ОМЛ), который практически не встречается у 65-летних пациентов.
Необычная шишка на лбу тоже получила объяснение. За зеленоватый цвет, вызванный повышенной активностью лейкоцитарного фермента — миелопероксидазы, специалисты назвали эту опухоль хлоромой (от греческого “chloros” — “зеленый”). Она образуется при скоплении под кожей патологически измененных клеток крови (гранулоцитов). Хлорома — визитная карточка миелобластного лейкоза: как правило, она служит первым признаком заболевания. При современной интенсивной терапии шанс излечиться от ОМЛ имеют лишь 15-30% больных. Новые разработки в этой области обещают в ближайшем будущем стопроцентное исцеление!
Pages: 1 2 3
Comments are closed.